История создания и этапы развития «Harley-Davidson Motor Company»

 

История создания и этапы развития «Harley-Davidson Motor Company»

(по материалам С.Гилядова и Е.Горового)



 Возникновение  бренда «Harley-Davidson»

 В 1880 году в Милуоки в семье британских иммигрантов родился Уильям Сильвестр Харли (Харлей, 1880–1943). В 15 лет он начал работать на производстве велосипедов, а в 21 год таланты в области механики и черчения позволили ему стать учеником конструктора на обогатительной фабрике. Здесь Уильям сдружился со знакомым ещё по школе Артуром Дэвидсоном (1881–1950), который работал слесарем -  инструментальщиком. Семья Артура эмигрировала в США из Шотландии в 1872 году. Артура и Уильяма объединяли два увлечения: природа и механика, точнее -  мотоциклы. С начала века у Харли и Дэвидсона было огромное желание заняться производством мотоциклов. Время шло, и молодые люди не тратили его попусту: не особенно стараясь придумывать названия конструируемым изделиям, они пытались воплотить свои идеи на практике, хотя нередко встречали скептицизм со стороны людей, не веривших в их проекты.

            Брат Артура, Уолтер, хотя и держался своей работы на железной дороге, также активно работал над созданием компании. Будучи хорошим бизнесменом и неплохим мотогонщиком, Уолтер внёс значительный вклад в завоевание престижа марки. Другой брат Дэвидсона, тоже Уильям, впоследствии стал техническим директором фирмы и также сыграл ключевую роль в её истории.

           Примерно в сентябре 1900 года юные энтузиасты всерьёз взялись за изучение механики, и к началу 1901 года им удалось подготовить для монтажа на классические велосипеды четыре двигателя. У немецкого иммигранта Эмиля Крюгера, трудившегося на той же фабрике, что и Артур Дэвидсон и Уильям Харлей, были чертежи бензиновых двигателей De Dion, выпускаемых во Франции. Сплав его технических знаний, опыт Уильяма Харли и стремления Артура Дэвидсона сделать компактный двигатель с воздушным охлаждением существенно ускорил осуществление проекта.

            Для создателей «Harley-Davidson Motor Company» 1903 год стал решающим: Уильям Харли и братья Дэвидсоны представили свой первый мотоцикл, и он появился на страницах газет и журналов. Мотоцикл назвали «Harley-Davidson». Ещё три мотоцикла было сделано и продано летом – осенью 1903 года, причём продали их ещё до того, как они были сделаны. Первый из этих мотоциклов прошёл более 160000 тысяч километров. Мотоцикл мог развивать скорость до 72 километров в час и имел двигатель мощностью 2 л.с. Эта модель была продана за 200 долларов. Свой несомненный успех Харли и Дэвидсоны, не колеблясь, использовали как пример для рекламы качества их машин.

                При создании второй модели внимание друзей было сфокусировано на комфорте водителя и совершенствовании выхлопной системы. Этот мотоцикл, предлагающий езду со всеми удобствами, был назван The Silent Grey Fellow. После такого успеха партнёры решили удвоить площадь рабочего цеха, несмотря на материальные трудности. Благодаря этому изменению «Harley-Davidson» смог выпустить в 1904 году восемь мотоциклов второй модели.   Стало ясно: чтобы улучшить свои технические знания и создать более прочную основу своей компании, команде единомышленников необходимо пройти обучение. Уильям Харли и братья Дэвидсоны прошли обучение специальности «Двигатели внутреннего сгорания» в университете Висконсин, в Мэдисоне. Выбор, с которым столкнулись Уильям Харли и братья Дэвидсоны, был прост: либо они остаются такими, как есть, и в этом случае им однажды придётся исчезнуть с рынка, либо они рискуют и расширяются. И они приняли решение: 17 сентября 1907 года, через четыре года после выпуска первого мотоцикла, компания «Harley-Davidson Motor» была зарегистрирована в США.

Этапы развития мотоциклов «Harley-Davidson»

               Первый этап в истории развития легендарного мотоцикла начинается с момента выпуска в 1903 году первого мотоцикла и заканчивается  регистрацией в США компании «Harley-Davidson Motor» в 1907 году. Если в 1904 году «Harley-Davidson» произвёл восемь мотоциклов, то в 1906 году – пятьдесят машин. С такими темпами роста невозможно было оставаться в небольшом деревянном ангаре, и вскоре компания переместилась в большое здание в промышленной зоне Милуоки. Новая структура требовала тщательного распределения ролей, хотя каждый мог влиять на другие сектора.

  Состав управленческой команды был следующим: президент – Уолтер Дэвидсон, вице – президент и управляющий – Уильям Дэвидсон, секретарь и главный торговый менеджер – Артур Дэвидсон, главный инженер и контролёр – Уильям Харли.

 Второй этап в развитии мотоцикла  «Harley-Davidson» начался с момента выпуска в 1909 году мотоциклов с V – образным двигателем. С той поры и по настоящее время VTwin двигатели стали «визитной карточкой» компании. Здесь следует заметить, что концепция двух цилиндрового V – образного двигателя не является американским изобретением. Однако, фирма значительно улучшила его, и спустя некоторое время он стал неотъемлемой частью имиджа марки. Благодаря особой форме этот двигатель было удобно прикреплять к корпусу велосипеда, как, к примеру, это сделано в модели 5D 1909 года. «Harley-Davidson» применил на своей первой модели VTwin вильчатый шатун. Два цилиндра были расположены под углом 450, впускные клапаны были сверху, выпускные – сбоку. У новой модели было тросовое управление, объём двигателя составлял 850 кубических сантиметров, максимальная скорость 99,2км/ч и это без сцепления и коробки передач. Мощность удалось увеличить втрое. Двигатель был высокопрочным и производил сильную вибрацию (в дальнейшем этот феномен стал частью легенды «Harley-Davidson»).

              В 1910  и 1911 годах компания выпускала как одноцилиндровые, так и VTwin двигатели. 1912 год ознаменовал выпуск мотоциклов с двигателем VTwin, оснащённых коробкой передач. Натяжение цепи в них можно было регулировать непосредственно рычагом переключения передач. Другой значительной новинкой этого года оказалось сиденье: оно стало более широким и получило амортизатор.

  Следующий (третий) этап начинается с создания компанией в 1913 году   собственной гоночной команды. Этот шаг, а также издание с 1916 года журнала «Enthusiast» для фанатов мотоцикла, были предназначены для объединения компании с клиентами и явились сильными ходами в деле рекламы продукции фирмы. В 1914 году был создан «Harley-Davidson j» с двигателем VTwin, имевший рабочий объём 998,36 кубических сантиметров. В 1915 году мотоциклы «Harley-Davidson» получили кик – стартер вместо педалей, пусковую заслонку, ступенчатую трансмиссию и задние тормоза. Эти и многие другие технические усовершенствования, появление мотоцикла с коляской заметно повысили популярность мотоциклов. Билл Оттоуэй, технический директор гоночной команды, довёл объём нового VTwin двигателя до 1000 кубических сантиметров – для того времени это являлось впечатляющим результатом. Развитие гонок способствовало производству моделей. В 1917 году «Harley-Davidson» представил на рынок модель 17. Двумя годами позже на американском рынке была представлена спортивная модель, оборудованная четырёхтактным двигателем рабочим объёмом 605,5 кубических сантиметров и мощностью 6 л. с., способным совершать до 4500 оборотов в минуту. Этот мотоцикл производился в 1919 – 1922 годах. В августе 1919 – го во время пробега Нью-Йорк – Чикаго Sport Model показала себя, пройдя дистанцию в 1875 км за 31 час 24 минуты. «Harley-Davidson» продолжал в том же духе и побеждал в ралли – рейдах с отличными результатами.

    В 1920 году производство мотоциклов «Harley-Davidson» достигло 30000 машин в год, большинство из которых уходило на экспорт. Такой успех был связан как с экономической ситуацией в Европе (здесь шла война), так и с умелой коммерческой деятельностью компании. Артур Дэвидсон, который отвечал за сбыт и продвижение на рынке мотоциклов «Harley-Davidson», создал широкую дилерскую сеть не только в Соединённых Штатах, но и в Австралии, Новой Зеландии и Европе. К 1921 году продукция компании продавалась в 67 странах мира. Для того, чтобы улучшить свои экономические показатели и обогнать конкурентов «Harley-Davidson Мotor» начала выпускать несколько журналов для дилеров компании и фанатов мотоциклетного спорта.  После семнадцати лет существования, благодаря своим техническим и коммерческим показателям, «Harley-Davidson» обогнал «Indian», который до этого был главным производителем мотоциклов в Америке. Инвестиции в 3,5 миллионов долларов позволили компании расширить завод в Милуоки, на котором работали 2400 человек, и оборудовать его современной техникой. Вплоть до начала экономического кризиса в США компания продолжала динамично развиваться, выпустила несколько новых моделей и установила огромное количество рекордов на мотогонках. Несмотря на свой успех в гонках, «Harley-Davidson» также должен был усовершенствовать свою продукцию для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке туристических мотоциклов. В 1926 году   «Harley-Davidson» прекратил участие в соревнованиях. 

                  Четвёртый этап в развитии мотоцикла «Harley-Davidson» связан  с Великой депрессией, охватившей США в 1929 году.  Крах Нью-йоркской биржи ценных бумаг в конце 1929 года, нанёс удар и по американской мотоциклетной продукции. Несмотря на попытки банкиров препятствовать обвалу рынка, его последствия ощущались до1933 года. Он вызвал много банкротств и стал причиной масштабного социального кризиса, в результате которого количество безработных в США к 1933 году достигло 15 миллионов человек. В этих условиях в 1929 году «Harley-Davidson» производит свой новый двигатель с 736,2 кубических сантиметров и боковым расположением клапанов под названием Flathead. Это мотоцикл начал немедленно пользоваться спросом и оставался популярным на протяжении многих лет. В1930 году компания представила  модель VL74, установившую новый стандарт для туристических мотоциклов. В 1932 году трёхколёсные транспортные средства, которые стали очень популярными у полиции и других государственных служб, появились в каталоге «Harley-Davidson» по цене 450 долларов. Это были знаменитые Servicar серии G, с двигателем VTwin в 750 кубических сантиметров, производившиеся более 40 лет. Тем не менее, несмотря на успех, «Harley-Davidson» продолжал испытывать на себе результаты экономического кризиса, как и вся страна в целом. В 1932 году с конвейера сошло только 7217 мотоциклов. Стагнация продолжалась до 1933 года, в течение которого в Милуоки выпустили лишь 3703 мотоцикла. Стагнация – застой в экономике, производстве, торговле и других сферах материального обеспечения. К счастью спрос выровнялся в 1934 году, и к концу года компания собрала уже 11212 машин. В то время производители мотоциклов испытывали большие трудности, так как проведение досуга стало делом второстепенным, и интерес к мотоциклам ослаб. Кроме того, часть рынка, некогда принадлежавшего мотоциклам, завоевали автомобили. Это было время выживания.  Поставленной в такие экономические условия, «Harley-Davidson» пришлось проявить чудеса изобретательности, а именно:

  • методы производства значительно оптимизировали;
  • каждую многообещающую идею перед внедрением в жизнь тщательно проверяли;
  • был введён ряд технических усовершенствований;
  • мотоциклам придали более яркий вид, чтобы сделать их привлекательными.

Но ситуация оставалась тревожной: в 1933 продукция всей мотоциклетной промышленности упала до 6000 штук. «Harley-Davidson» сделал всё возможное, чтобы избежать банкротства.

                Пятый этап в развитии мотоцикла «Harley-Davidson» связан с сотрудничеством компании «Harley-Davidson Мotor» с вооружёнными силами США. В 1916 году компанией был выпущен первый армейский мотоцикл для карательной экспедиции генерала Джона Першинга против мексиканских повстанцев Панчо Вильи.  Соединённые Штаты объявили войну Германии 6 апреля 1917 года. В это тяжёлое время «Harley-Davidson» оборудовал ряд своих машин армейским снаряжением. Кроме этого, основанная компанией школа механиков, подготовила для армии США около 300 военных специалистов. Из  20000 тысяч мотоциклов, использованных армией США в Первой Мировой войне, значительная часть была произведена компанией «Harley-Davidson». Эти военные мотоциклы, получившие широкую известность в Европе, только через несколько лет, позволили «Harley-Davidson» завоевать превосходную репутацию. В сентябре 1939 г., через двадцать один год после окончания Первой мировой войны, в Европе началась Вторая мировая война. Президент Рузвельт попросил американский народ и конгресс, в случае необходимости быть готовым к интервенции. 4 ноября 1941 г. Соединенные Штаты начали участие в войне. Америка сняла запрет на оружие и начала массовое производство военного оборудования для союзников. Ежегодный оборот затраченных на это средств составлял от 17 до 50 млрд. долларов. На протяжении четырёх лет США произвели 95 000 самолётов, военных кораблей общим водоизмещением 3 млн. тонн, 80 000 артиллерийских орудий и почти 90 000 мотоциклов «Harley-Davidson». Модель WLA 45, была основным типом военного мотоцикла, выпускаемого «Harley-Davidson». Другой тип, XA, со скопированным с BMW оппозитным двигателем Flat Twin, целенаправленно создавался как армейская машина. Он мог конкурировать с европейскими аналогами, но после окончания войны его производство было прекращено.

                  Судьбоносные моменты истории часто являются временами инновации – во время войны  «Harley-Davidson» выпускал не только мотоциклы. Виллис, знаменитый производитель другой американский легенды, Jeep, планировал построить 5000 компактных внедорожников, своего рода мини – Jeep. Которые были бы оснащены 750 – кубовых двигателями XA. Эти машины собирались перебросить в Европу по воздуху, но война подошла к концу, и производство двигателей XA не превысило 1000 штук. За вклад компании «Harley-Davidson Мotor» в производство военной продукции компанию отметили премией поставщиков американских вооружённых сил.

     В годы Второй мировой войны  по различным причинам начался процесс смены руководства компанией и постепенно топ – менеджерами компании становились люди, пришедшие со стороны.

 

 Продолжение http://vasili.io.ua/s639318/istoriya_sozdaniya_i_etapy_razvitiya_harley-davidson_motor_company  




Обновлен 24 фев 2014. Создан 11 фев 2014



  Комментарии       
Всего 4, последний 3 года назад
Катя 12 фев 2014 ответить
А что это за модель на третьем фото сверху? А то мало ли там было этих "мотоциклов времен Первой мировой войны".
   
Vasili 13 фев 2014 ответить
Ну как бы, да, Катя, мало было: на фронтах Армия США использовала в основном две модели - Harley Davidson Model 17J и Harley Davidson Model 17F... Вы же не забывайте еще и того, что США в войну вступили в 1917-м, а сама война закончилась уже в 18-м... Кстати, на фотографии мы видим колясочный вариант мотоцикла 1917 Harley Davidson Model 17J...
Катя 13 фев 2014 ответить
Так что, получается что в 1917-м было выпущено тока две модели Харлеев?
   
Vasili 13 фев 2014 ответить
Ну почему же две? Больше... Это на войне применялись лишь две модели. А всего в 1917 году «Harley-Davidson Motor Company» было выпущено восемь моделей мотоциклов: Harley-Davidson Model 17B, Harley-Davidson Model 17C, Harley-Davidson Model 17E, Harley-Davidson Model 17F, Harley-Davidson Model 17J, Harley-Davidson Model 17S, Harley-Davidson Model 17R и Harley-Davidson Model 17T. Модели 17B и 17C сразу отметаем, они одноцилиндровые. Модели 17S, 17R и 17T тоже отпадают, т.к. это рейсеры - гоночные мотоциклы... Остаются только Harley-Davidson Model 17E, Model 17F и Model 17J - мощные мотоциклы с V-образным двухцилиндровым двигателем. Вот они то по всем параметрам и подходили для эксплуатации в военных условиях. Вполне вероятно, что на войне использовались все три модели, но я на фотографиях встречал лишь Model 17F и Model 17J...
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Flag Counter